Сравнение Olympus OM-D E-M1 и OM-D E-M5. Флагманский беззеркальный фотоаппарат Olympus OMD EM1

Два года. Ровно столько времени пролежала в шкафу моя "единичка" Canon. Причина - в маленькой угловатой черной коробочке с надписью Olympus. Взяв на тест системную камеру OM-D E-M1, я так и не смог с ней расстаться.

За два года компактная камера изменила мое отношение и подход к фотографии. Я выбросил из рюкзака ненужные аксессуары, практически перестал пользоваться штативом и вспышкой. Стал тратить меньше времени на настройки камеры и саму съемку - снимать "оликом" оказалось гораздо проще и быстрее, чем «зеркалкой». Прежде всего, камера более компактная и легкая, это касается и стекол. У аппарата множество настроек, которые можно очень легко менять. И главное, в видоискателе я вижу ту самую картинку, которая будет на экране компьютера - с учетом цвето- и экспокоррекции.

Мой рюкзак здорово потерял в весе, что ускорило мое перемещение по локациям. Упрощение процесса съемки повлияло и на результат - процент качественных, интересных картинок увеличился. E-M1 стала для меня превосходной рабочей камерой, на которой я отснял сотни сюжетов для своего блога и полтора десятка историй для журнала GEO. И в испепеляющую жару в африканской Гамбии, и в пронизывающем холоде Памирского высокогорья, и под беспрестанным дождем на туманном Альбионе, камера работала как часы.

В декабре этого года я в числе первых получил на тест новинку от Olympus - модель E-M1 Mark II. Честно говоря, я не ожидал, что новая камера будет настолько лучше старой. После трех месяцев тестирования, я подумал-подумал… и выложил на Avito весь свой набор техники Canon - все тушки, все стекла, все аксессуары. В этом обзоре я постараюсь показать вам, что же сподвигло меня на такой шаг.

В тесте любого гаджета должна быть точка отсчета, а также конкретные задачи и условия эксплуатации. Точкой отсчета в этом обзоре будет первая "единичка". Основной вопрос, на который я постараюсь дать ответ в своем обзоре - стоит ли вам покупать новую модель? Для этого разберем разные сюжеты и типы съемки.

Внешний вид и конструкция

Но сначала - визуальное сравнение. Камеры выглядят очень похожими, но вблизи становится очевидно, что Mark II слегка крупнее, прежде всего это касается рукоятки корпуса. Размер корпуса 134 x 91 x 67 мм.
В результате камера стала лучше лежать в руке, особенно без использования батблока (с ним «ухватистость» была и у первой «единички»). Вес камеры (без батблока и объектива) увеличился на 77 грамм, и составляет 574г. Как и прежде, морозостойкий корпус камеры имеет влаго- и пылезащиту.

Дополнительный батарейный блок стал значительно больше, что обусловлено увеличенной в полтора раза емкостью аккумулятора.

Изменилось и крепление ремня - правый крепеж переехал с боковой грани на верхнюю панель, что снизило нагрузку на точку крепления и улучшило развесовку камеры на ремне при использовании тяжелой длиннофокусной оптики.

Еще одно "геометрическое" решение - новое расположение штативного гнезда, прямо под оптической осью камеры. В теории, это должно слегка уменьшить искажения при съемке панорам со штатива.

Расположение управляющих элементов не изменилось - однажды привыкнув к первой "единичке", вторую вы сможете использовать сразу. Традиционно для профессиональных моделей Olympus, камера предлагает широчайшие возможности для кастомизации. Так, через очень емкое меню можно переназначать функциональные клавиши и управляющие диски, чтобы с легкостью менять настройки ISO, баланса белого, выдержки, диафрагмы, экспокоррекции и так далее.

Двухпозиционный переключатель на задней стороне корпуса изменил свое направление, но все также позволяет выбирать один из двух наборов кастомных настроек.

За герметичными резиновыми заглушками на боковой панели находятся все необходимые разъемы, включая HDMI и внешний микрофон. Вместо разъема USB 2.0 теперь USB 3.0 - скорость передачи данных выросла до 5ГБ/с. В новой камере появился разъем для наушников.

За дверцей на правой боковине спрятались сразу два слота для карт памяти. Нижний –стандартный UHS-I, а верхний высокоскоростной, UHS-II. В отличие от прошлой модели, карты памяти теперь правильно развернуты этикетками к фотографу. Забегая немного вперед, скажу, что картами можно гибко управлять - например, записывать фото на одну карту, а видео на другую, а также осуществлять запись одновременно на две карты, сохраняя резервную копию важной съемки "на лету".

Сенсорный экран теперь свободный, поворотный, а не закрепленный на шарнирах на камере сзади (на E-M1 его можно было лишь наклонять вверх-вниз).

Пожалуй, это единственное изменение, которое нельзя однозначно отнести в плюс. С одной стороны, это очень удобно для съемки снизу или сверху или даже из-за угла, но с профессиональной репортерской точки зрения повернутый в сторону экран является потенциальным слабым местом, ведь камера зачастую ударяется о различные препятствия, а то и падает на землю (иногда, вместе с фотографом). Тем не менее, при съемке в недружелюбной среде экран можно развернуть "лицом" к камере, снизив риск его повреждения.

Технические характеристики

Внутри корпуса отличий еще больше. Так, в Mark II применяется абсолютно новая матрица на 20 МП вместо 16 МП в модели первого поколения. В матрицу интегрированы фазовые и контрастные датчики автофокуса, сгруппированные в 121 крестообразную зону, которые захватывают практически всю площадь кадра. Физический размер матрицы практически не изменился, и составляет 17.3х13.0 мм. То есть по площади матрица Mark II примерно в четыре раза меньше, чем у полнокадровой зеркалки (т.е. «кроп-фактор»=2.0)

Новый сенсор умеет передавать информацию вдвое быстрее, чем раньше. Ее обработкой занимается восьмиядерный процессор TruePic VIII (против четырехядерного TruePic VII в первой «единичке»). В результате быстродействие камеры выросло радикально, это заметно даже при перелистывании фотографий, которые теперь можно смотреть как кино. Как и прежде, камера включается за долю секунды и сразу готова к съемке.

Меню камеры также претерпело изменения – оно стало более простым и насыщенным, за счет избавления от синего фона и появления в нем новых разделов. Настроить тут можно буквально все. В этом есть как достоинство, так и недостаток - без чтения мануаля в дебрях меню легко заблудиться, так и не найдя нужного параметра.

Новый механический затвор позволяет снимать в режиме S-AF со скоростью 15 кадров в секунду (вместо 11 кадров у E-M1), а при использовании электронного затвора - до 60 кадров в секунду, со следящим автофокусом и трекингом - 18 кадров в секунду. Эти параметры на данный момент – рекордные не только для этого класса фототехники. Например, профессиональная камера Canon EOS 1DX Mark II выдает в следящем режиме лишь 14 кадров в секунду, Nikon D5 - 10 кадров в секунду. При этом в Olympus подчеркивают, что новый процессор и сенсор не имеют эффекта Rolling Shutter.

Детализация снимков

Снимки с новой камеры имеют не только более высокое разрешение (5184х3888 вместо 4608х3456), но и улучшенную детализацию.

Ниже я привожу примеры обработанных фотографий, под ними - 100% кропы из RAW без какой-либо коррекции и шарпинга.

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 320, f=57 mm, f/2.8, 1/500 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 200, f=40 mm, f/3.2, 1/3200 сек

ISO 200, f=10 mm, f/3.5, 1/4000 сек

ISO 64, f=40 mm, f/4, 1/400 сек

ISO 400, f=150 mm, f/2.8, 1/1250 сек

ISO 500, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

Динамический диапазон

Матрица Mark II демонстрирует более широкий динамический диапазон, что при съемке позволяет гораздо реже использовать режим HDR (в нем, как и прежде, камера сама делает несколько снимков, после чего объединяет их в RAW или JPG).

ISO 200, f=11 mm, f/6.7, 1/750 сек

Пример съемки в контровом свете:

ISO 250, f=7 mm, f/16, 1/200 сек

Если раньше при съемке подобного кадра были возможны пересветы, и я бы использовал HDR, то теперь все гораздо лучше, увеличился запас по вытягиванию и в светлых частях кадра, и в тенях.

Чтобы вы не думали, что все это результат длительного вытягивания, вот вам для примера внутрикамерный JPG:

ISO 3200, f=7 mm, f/2.8, 1/3200 сек

Тем не менее, когда вы снимаете сцену с объектами различной яркости, то использовать режим HDR все же уместно. Склеенная компьютером картинка выглядит несколько "мультяшно".

Съемка с рук при низкой освещенности

Как я уже сказал, детализация выросла во всех режимах, но особенно это заметно при съемке в условиях недостаточно освещенности. Если раньше существенные шумы в RAW-файлах были заметны уже на ISO 2500, то сейчас рабочий диапазон вырос примерно до ISO 6400. Кадры, снятые на ISO до 2500 можно вообще не подкручивать по шумам в Lightroom, при ресайзе под веб-публикации шумы абсолютно незаметны.

ISO 2500, f=14 mm, f/5.6, 1/250 сек

ISO 2500, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/3.5, 1/60 сек

ISO 5000, f=7 mm, f/2.8, 1/30 сек

ISO 6400, f=7 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 10000, f=7 mm, f/3.2, 1/13 сек

ISO 12800, f=40 mm, f/2.8, 1/60 сек

ISO 12800, f=7 mm, f/2.8, 1/125 сек

Если же вы снимаете в JPG, то и вовсе не надо беспокоиться, внутрикамерный «шумодав» справляется со своей работой просто отлично, облагораживая даже снимки, сделанные на ISO 12800 и максимальные для камеры 25600. О столь высоком значении можно догадаться только по слегка «поплывшим» цветам. На этой гифке вы можете увидеть разницу между RAW и внутрикамерным JPG.

Резюмируя детализацию снимков, отмечу, что хотя качество и разрешение выросло по сравнению с первой моделью, но до уровня лучших полнокадровых камер картинка не дотягивает - против законов физики не попрешь, ведь сенсор тут в четыре раза меньше.

Тем не менее, Olympus предлагает решение этой проблемы для статической съёмки - режим Super-HD. Сдвигая от кадра к кадру матрицу, камера сшивает из восьми кадров изображение в супер-высоком разрешении (25 или 50 МП в JPG и 80 МП в RAW).

Система распознавания лиц и глаз

Гибридный автофокус E-M1 Mark II умеет распознавать лица и глаза для автоматической фокусировки при съемке людей (и не только людей).

ISO 1600, f=150 mm, f/2.8, 1/160 сек

При активации этого режима, выбранные камерой точки фокусировки автоматически подсвечиваются в видоискателе. Но главное в новой системе автофокуса не это, а то, что она была радикально улучшена.

Первым делом, ушла знакомая по E-M1 проблема фокусировки на плохо освещенных объектах. Теперь можно фокусироваться даже на чёрной кошке в чёрной комнате, если она там есть. Даже если ее там нет, то камера найдет, за что «зацепиться».

Следящий автофокус

Но главным для меня является то, что автофокус в Mark II научился превосходно отслеживать движущиеся объекты, и вести их в режиме трекинга, независимо от того, движутся они вдоль или поперек оптической оси камеры. Как удалось этого достичь?

Важное отличие системы фазового автофокуса E-M1 Mark II от зеркалок является постоянная автофокусировка при серийной съемке. Во время съемки информация снимается с датчика, после чего компьютер анализирует сам сделанный снимок и вносит коррективу в настройки фокуса - и все это за долю секунды. Зеркалки делать так не умеют - автофокус там не доступен как в момент съемки, так и в тот момент, когда еще поднято зеркало.

Автофокус имеет настройку чувствительности через меню. Увеличение значения параметра C-AF Lock до +2 необходимо для съемки быстрых и хаотически передвигающихся небольших объектов, например, животных. Значение в +1 оптимально для съемки быстро движущихся автомобилей. Уменьшение чувствительности в минус подойдет для съемки с проводкой крупных объектов (тех же автомобилей), движущихся перпендикулярно оптической оси камеры.

После тестов следящего автофокуса E-M1 Mark II в режиме серийной съемки, я могу констатировать, что он теперь работает ничуть не хуже, чем на профессиональных зеркалках. Первая "единичка" им серьезно уступала.

Если раньше я чаще всего делал проводки с ручным фокусом, то теперь даже на выдержке 1/10 секунды камера превосходно ведет автомобиль, который едет со скоростью около 40 километров в час по разбитому полю. Процент брака при проводках у меня уменьшился радикально - нерезких кадров в сериях практически нет.

ISO 64, f=40 mm, f/10, 1/10 сек

ISO 64, f=106 mm, f/3.5, 1/80 сек

Работа трекинга очень помогает, когда вы снимаете автомобиль, движущийся на вас по диагонали, и нужно передать его движение. Выдержка должна быть достаточно длинной, чтобы показать вращение колёсный дисков, но достаточно короткой, чтобы передок автомобиля был в фокусе.

ISO 200, f=150 mm, f/5, 1/250 сек

ISO 200, f=150 mm, f/6.3, 1/200 сек

У E-M1 с этим, опять же, были проблемы, фокус частенько сбегал с нужной точки. Теперь этой проблемы больше нет. Неважно, движутся ли объекты к вам, от вас, справа налево или слева направо. Они будут резкими. Точка.

Режим ProCapture

В E-M1 Mark II появился новый режим серийной съемки ProCapture. В нем камера начинает постоянно снимать в буфер при полунажатии кнопки, а при полном нажатии сохраняет 14 кадров, сделанных до этого момента, и все, что вы записал после. Длина серии может быть бесконечной, или ограниченной через меню (до 99 кадров). Первые 48 кадров в RAW+JPG камера записывает в собственный буфер, после чего переписывает их на карту памяти, поэтому чтобы делать более длинные серии с максимальной скоростью, имеет смысл использовать быструю карту памяти, например, Sandisk Extreme Pro. В сочетании с супер-четким автофокусом, это позволяет снимать сложные сцены, например, взлет птицы, за которой гонится охотничий пес.

ISO 1600, f=97 mm, f/3.2, 1/8000 сек

Съемка на длинные выдержки с рук

Еще больше увеличивает возможности фотографа обновленная пятиосевая система оптической стабилизации. За счет мягкого, но быстрого сдвига матрицы магнитным полем, система стабилизации Olympus является по оценкам многих экспертов лучшей в мире среди потребительских камер. Это выражается не только в эффективной стабилизации видеороликов, но и в том, что при фотосъемке вы можете отыграть до шести с половиной ступеней экспозиции при съемке с рук.

Как это работает на практике? Это означает, что вы можете снимать с рук с выдержкой 1/8...

ISO 64, f=7 mm, f/9, 1/8 сек

Или на на 0.8 сек...

ISO 64, f=7 mm, f/2.8, 0.8 сек

Или даже с выдержкой в 1.3 секунды и длиннее, и все еще получать резкие, детализированные кадры.

ISO 64, f=7 mm, f/3.5, 1.3 сек


Дополнительные функции

Что еще сказать вам про Olympus OM-D E-M1 Mark II? Выше я перечислил далеко не все особенности этой камеры.

Так, у камеры помимо режима HDR есть режим брекетинга по фокусу с функцией автоматической склейки. Сделав восемь кадров, камера сама соберет из них один с расширенной глубиной резкости.

В режиме Live Composition камера "дорисовывает" первый сделанный кадр только яркими объектами. Можно снимать траектории движения звезд и любых других освещенных объектов.

Помимо этого, в E-M1 Mark II есть автоматический режим для съемки таймлапсов, с последующей склейкой сделанных снимков в видеоролик прямо внутри камеры.

Как и в E-M1, прямо в камере вы можете отредактировать RAW или JPG файл, откорректировать перспективные искажения (их камера умеет «лечить» даже при съемке), накладывать арт-фильтры, делать JPG из RAW и передавать все файлы в смартфон через бесплатное приложение Olympus Image Share.

Немаловажным является и тот факт, что камера снимает видео стандарта Cinemative 4K (4096×2160) с битрейтом до 237 Мб/с, а «обычная» FullHD съемка имеет битрейт до 202 Мб/с, что позволяет использовать Mark II в профессиональных целях не только как фотокамеру – особенно учитывая непревзойденную систему стабилизации. Тест видео-возможностей я планирую провести отдельно.

Дополнительные тестовые снимки

В этом разделе я предлагаю вашему внимание некоторые тестовые снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M1 Mark II за время тестирования.

ISO 250, f=40 mm, f/3.2, 1/5000 сек

ISO 2500, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 64, f=110 mm, f/4, 1/100 сек

ISO 2500, f=35 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=115 mm, f/4, 1/1000 сек

ISO 2500, f=14 mm, f/2.8, 1/800 сек

ISO 250, f=7 mm, f/5.6, 1/400 сек

ISO 400, f=100 mm, f/2.8, 1/320 сек

ISO 64, f=7 mm, f/3.2, 300 сек (Live Comp)

ISO 300, f=21 mm, f/3.5, 1/320 сек

ISO 400, f=150 mm, f/4.5, 1/3200 сек

ISO 200, f=20 mm, f/9, 1/1250 сек

ISO 640, f=7 mm, f/2.8, 1/160 сек

ISO 200, f=7 mm, f/4.5, 1/500 сек

Итог

Olympus OM-D E-M1 Mark II – несмотря на заковыристое название, является, на мой взгляд, наиболее ярким представителем среди всех беззеркальных камер, предназначенных для репортажного использования. Благодаря превосходной системе оптической стабилизации и усовершенствованному автофокусу, новинка от Olympus способна сразиться с зеркальными камерами на их поле. Несмотря на то, что по детализации и шумности картинки, заметным на 100-процентных кропах, камера уступает «топовым» полнокадровым зеркалкам, с точки зрения скорости серийной съемки, а также удобства использования Olympus далеко впереди. Учитывая стоимость body в 140 тысяч рублей - в три раза дешевле профессиональной зеркалки - можно констатировать, что под знамена Olympus с выходом новой камеры встанут не только продвинутые любители, снимающие сложные сюжеты, но и профессиональные репортеры.

Предлагаю также взглянуть на мои репортажи, снятые целиком на Olympus OM-D E-M1 Mark II:

Компактная и лёгкая камера в рестростиле с возможностью записи 4K-видео, матричной стабилизацией, большим видоискателем, сенсорным наклонным дисплеем… и всё это за вполне разумную стоимость. Слишком хорошо, чтобы быть правдой? Будем искать недостатки, ведь без них не бывает. В любом случае, если сравнивать исключительно по характеристики, то многие конкуренты меркнут на фоне Olympus OM-D E-M10 Mark III. По сути, единственным прямым конкурентом со схожей стоимостью, массогабаритными показателями и функциональностью является только Panasonic Lumix DMC-GX85. Sony ILCE-6300 – дороже, не имеет матричной стабилизации и сенсорного дисплея, по многим параметрам схож, но дороже уже значительно. Где-то рядом ещё Fujifilm X-E3, но у него нет встроенной стабилизации, а цена гораздо выше. Разумеется, более дорогие конкуренты нацелены на опытного фотографа, тогда как целевая аудитория тестируемой камеры – это любители и начинающие.

Технические характеристики

Тип камеры Беззеркальная камера со сменными объективами
Матрица 4/3 дюйма, МОП
Эффективные пиксели 16,1 Мп
Всего пикселей 17,2 Мп
Фильтр нижних частот Есть
Байонет объектива micro 4/3
Процессор TruePic VIII
Размеры фотокадра 4608*3456
Формат фотоснимка RAW 12 бит, JPEG (EXIF 2.3, DCF)
Размер видеокадра 3840×2160 (4K), 1920×1080, 1280×720
Формат видеофайлов MOV(MPEG‑4AVC/H.264), AVI(Motion JPEG)
Чувствительность ISO 64-25 600 с шагом 1/3 или 1 EV
Диапазон выдержек Механический затвор: 1/4000 - 60 сек
Электронный затвор: 1/16000 - 60 сек
Режимы замера экспозиции ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень
Коррекция экспозиции +/- 5 EV (1/3 ступеней)
Вспышка Есть (GN 8,2 при ISO 200)
Видоискатель Электронный видоискатель с разрешением 2 360 тыс. точек
Дисплей Поворотный сенсорный 3,0-дюмовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек
Носитель данных SD (SDHC/SDXC/UHS-I/UHS-II)
Разъёмы HDMI Type-D, USB Type-B (microUSB)
Дополнительно Wi-Fi 802.11b/g/n 2.4 ГГц
Питание Литий-ионный аккумулятор BLS‑50 8,7 Вт*ч
Габариты, мм 121,5*83,6*49,5
Вес, г 410 (с аккумулятором и картой памяти)

Внешний вид

Olympus со времён модели PEN E-P1 активно использует ретродизайн в оформлении своих камер. Изначально в данной стилистике выполнялись все модели, но с появлением премиальной линейки OM-D чистая классика осталась только за ней. Конечно, нотки ретро есть и в камерах современных моделей серии PEN, но и надпись «Since 1959» на их корпусе уже не смотрелась бы.





Новинка заключена в пластиковый корпус с небольшими алюминиевыми вставками. На первый взгляд премиальная серия и отсутствие в конструкции магниевых сплавов – это моветон. Но не будем забывать о стоимости камеры, которая уже в нашей рознице составляет около 800 долларов, т.е. соизмерима с такими любительскими аппаратами как, например, . Премиальных материалов нет, но всё равно камера выглядит отлично, да и качество сборки высокое. Кроме того, при работе с камерой на морозе пластиковый корпус гораздо удобнее и приятнее в работе, чем металлический. Из особенностей новинки стоит отметить чуть увеличившуюся рукоятку, которая облегчает работу с камерой одной рукой.

Спереди находится байонет объектива и светодиодная подсветка автофокуса. Сзади правее наклонного дисплея установлены клавиши блокировки экспозиции/фокусировки, входа в основное меню, смены режима отображения информации, удаления, перехода в режим просмотра, а также круглый многофункциональный 4-позиционный манипулятор с клавишей ввода по центру.

Сверху по центру установлена подъёмная вспышка с «горячим башмаком» в основании, а также пара микрофонов. Левее вспышки находится рычажок включения, который также является замком подъёмной вспышки, и клавиша вывода меню режима. В правой части установлен круглый селектор режимов съёмки, клавиши цифровой трансфокации и видеозаписи, а также пара дисков управления, в один из которых интегрирована клавиша спуска затвора.

Дисплей точно такой же, как и у предшественника – наклонный, сенсорный, с разрешением 1040 тыс. точек. Конечно, сейчас на рынке доступны камеры с гораздо большим разрешением дисплея, но все они значительно дороже нашего подопытного. Дисплей обладает большими углами обзора, поэтому визировать изображение легко даже при взгляде под острым углом. Яркость белого при стандартных настройках составляет 336,5 кд/кв.м, а если выкрутить яркость подсветки до максимального значения – 822,51 кд/кв.м, при этом яркость чёрного поля составляет 1,07 кд/кв.м. В общем, работать с камерой можно даже при падении на экран прямых солнечных лучей.

А вот сенсорное управление камерах Olympus оставляет желать лучшего. Оно есть, но его как бы и нет, особенно если сравнивать с главным конкурентом в лице Panasonic Lumix DMC-GX85. Управлять основным меню при помощи сенсорного дисплея нельзя, быстрое меню тоже доступно только при помощи физических клавиш, множественные касания не поддерживаются, поэтому масштабировать отснятый материал приходится через вызов сенсорного ползунка. Хорошо хоть жесты пролистывания фото поддерживаются. Из плюсов сенсорного дисплея можно отметить возможность плавного управления выдержкой, трансфокатором, диафрагмой и уровнем звука в режиме видеозаписи, а также возможность выбора точки фокусировки при визировании изображения через видоискателя. А ведь Olympus была пионером внедрения сенсорного управления в беззеркальных камерах, поэтому от каждой новинки ждёшь в этой области значительного прогресса, а его всё нет. И не стоит забывать, что камера в первую очередь ориентирована на новичков, некоторые из которых, возможно, кнопочного мобильника никогда не видели.

Меню предшествующих моделей OM-D E-M10 было чрезвычайно схоже с пользовательским интерфейсом старших камер премиальной линейки Olympus. В новинке меню значительно упростили. Кроме того, был добавлен «расширенный режим съёмки», который будет особо полезен именно начинающим фотографам. Дабы не утомлять описанием интерфейса, ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Особенности и дополнительные функции

Все необычные режимы работы камеры вынесены в отдельный «Расширенный режим съёмок», переход к которому осуществляется при переводе диска выбора режимов работы в положение «AP». Тут находятся режимы съёмки с длительной выдержкой, мультиэкспозиции, HDR, беззвучный режим (электронный затвор), панорамная съёмка, режим коррекции трапециевидных искажений, а также режимы брекетинга экспозиции и брекетинга фокусировки. Последний режим особо оценят любители различной мелкой «предметки». Примечательно, что все перечисленные режимы не являются полностью автоматическим, и пользователь волен вводить массу коррекций в настройки, в том числе доступна съёмка в RAW. К слову, в режиме HDR съёмка в RAW тоже возможна, но только при выборе RAW+JPEG, тогда как съёмка исключительно в RAW в данном режиме невозможна.

Коррекция трапециевидных искажений в меню камеры



Как и все конкуренты, тестируемая камера оборудована модулем WiFi. Модулей Bluetooth и NFC нет. Впрочем, и без NFC настройка производится довольно быстро – достаточно установить на смартфона приложение Olympus Image Share и сфотографировать QR-код на экране фотоаппарата. При беспроводном соединении возможен просмотр отснятого материала и его пересылка на смартфон. Разумеется, предусмотрено и удалённое управление, причём поддерживается не только фото, но и видеосъёмка. Но в случае видеозаписи разрешение не может превышать 1920*1080 точек, качество понижается битрейт (до режима качества «Fine»), скорость потока – до 30 кадров в секунду. Во время удалённого управления задержка на экране смартфона практически незаметна. При удалённом управлении возможна настройка длительности выдержки, раскрытия диафрагмы, чувствительности, баланса белого, а также управление трансфокацией (при условии использования объектива с электрическим приводом) причём как в режиме фото, так и в режиме видеосъёмки.

Камера в работе

Длительность подготовки камеры к работе зависит от типа установленного объектива. С комплектным объективом M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 первый снимок можно сделать лишь через 1,17 секунды после включения питания. Но тут нужно учесть, что объективу с моторизированным приводом требуется время для выхода в рабочее положение. При установке обычных объективов первый снимок можно сделать через 0,51 секунды после поворота рычажка питания. Далеко не рекорд, но неплохо.

Заявленная скорость серийной съёмки составляет 8,6 кадров в секунду, что подтвердилось во время измерений, причём камера вытягивает заявленную скорость как при использовании формата JPEG, так и при использовании RAW. Примечательно, что даже при активировании программных обработок либо шумоподавления скорость серийной съёмки не снижается, а это дорого стоит. В первую очередь это заслуга мощного 4-ядерного процессора TruePic VIII (стоит отметить, что во флагманской камере OM-D E-M1 Mark II используется пара таких же процессоров). При съёмке в RAW камера способна отснять серию на максимальной скорости длительностью 22 кадра, а при съёмке в JPEG – до заполнения карты памяти. Но для таких результатов придётся раскошелиться на карту памяти SD UHS-II, потому как при использовании даже самых быстрых карт SD UHS-I длительность серии составляет 10 кадров в RAW и 21 кадр в JPEG.

Автофокус в камере работает только в контрастном режиме, тогда как многие беззеркалки благодаря встроенным в матрицу фазовым датчикам способны работать в гибридном режиме. В камере предусмотрены разнообразные режимы выбора зон, в том числе имеется возможность выбора перемещением пальца по экрану при визировании через видоискатель, что весьма удобно. При и использовании комплектного объектива M.ZUIKO DIGITAL 14-42mm 1:3.5-5.6 камера смогла навестись на тестовом шаблоне за 0,36 секунды. Это неплохой результат, ведь, например, побывавший у нас на тестировании смог сфокусироваться только за 0,46 секунды. Но в тоже время нельзя не отметить, что камера зеркального типа в режиме Live View смогла сфокусироваться за 0,09 секунды. В плане чувствительности автофокуса ничего сверхъестественного – при тестировании камера смогла сфокусироваться при освещённости 0,52 лк, что приблизительно соответствует уровню -2 EV. Тут современные камеры Panasonic впереди, ведь зачастую легко справляются с заданием при освещённости -4 EV, а в такой темноте даже глаза уже не помощник.

При ручном управлении зону фокусировки можно увеличить в 3, 5, 7, 10 и 14 крат, что позволяет производить наведение на объект съёмки даже в самых сложных условиях. Кроме того, имеется функция «фокус пикинга» с возможностью выбора одного из 4 цветов подсветки граней резкости. Данная функция будет полезна не только любителям мануальной оптики, но и для фанатов макро и предметной съёмки. Стоит отметить, что на беззеркалки Olympus через переходник без проблем устанавливается огромный набор советской дешёвой оптики, в том числе под байонет М39 для дальномерных камер (в случае использования объективов под M39 на камерах зеркального типа возможна только макросъёмка), которые на барахолках стоят вообще сущие копейки (2-5 долларов).

Установка экспопары возможна в режимах PASM, что является стандартом для подавляющего большинства системных камер. Зато в настройках режима работы экспозамера кроме стандартного трио (матричный, центрально-взвешенный, точечный) предусмотрены режимы «зона света» и «зона тени», которые являются фирменными особенностями камер Olympus. Кроме того, имеется возможность раздельной регулировки светлых, средних и тёмных тонов, что позволяет публиковать снимок без последующей обработки и даже без необходимости съёмки в RAW (разумеется, если требуется срочная публикация через смартфон). Экспозамер оказался довольно точным, и при тестировании ошибка экспозамера составила всего -0,1 EV, что практически невозможно заметить без сравнения с эталонным изображением.

По количеству настроек баланса белого тестируемая камера не уступает гораздо боле дорогим фотоаппаратам. Разумеется, предусмотрен набор пресетов (солнечно, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа, вспышка), автоматический режим с возможностью активирования функции сохранения тёплых тонов, а также ручной ввод цветовой температуры. В ручном режиме имеется 4 ячейки для хранения настроек, что в сравнительно недорогих камерах встречается нечасто.

Шумы

Максимальный уровень ISO значением 25 600. Минимальное значение чувствительности в стандартном диапазоне - ISO 200, расширенный диапазон также включает значение ISO 100.

нажмите на миниатюры для просмотра полного размера




При определении уровня яркостного шума в числовом выражении съёмка велась как в формате RAW, так и в формате JPEG с отключенным шумоподавлением. Съёмка велась в режиме RAW+JPEG, то есть кадры в обоих форматах получены одновременно. Как видно на графике, при съёмке в JPEG, начиная с чувствительности ISO800 активируются алгоритмы скрытого шумоподавления. Нельзя сказать, что шумоподавление уж слишком активное, но при максимальном значении чувствительности разница достигает 5,7 дБ, а это практически двукратная отличие в уровне шумов.

Стабилизация

В камере имеется встроенный 5-осный стабилизатор с заявленной эффективностью 4 EV при тестировании по методике CIPA. Эффективность не самая впечатляющая, ведь для Olympus OM-D E-M1 Mark II заявлен выигрыш до 5,5 ступеней. Но неожиданно подопытный показал даже лучший результат. Возможно это связано с меньшим весом камеры, из-за чего руки меньше устают. Но даже без сравнения с флагманом результат кажется невероятным – 10 кадров из 10 чёткие уже при выдержке 1/6 секунды. В общем, компания Olympus в очередной раз доказала, что её стабилизаторы в режиме фото лучшие. На самом деле, затаив дыхание и замерев как истукан, можно получить кадр без смазывания при съёмке с рук на выдержках в несколько секунд, но подразумевает обычное использование камеры.

Вспышка

Вспышка в камере не особо мощная – ведущее число всего 8,2 при ISO200. Использовать её можно разве что для беспроводного «поджига» вспышек при синхронизации по световому каналу. Но зато настроек как для такой бюджетной малютки довольно много. Кроме возможности выбора режимов (синхронизация по первой или второй шторке, режим коррекции эффекта «красных глаз») предусмотрен делитель мощности (1/1,3…1/64). Разумеется, при использовании встроенной вспышки наличие делителя не актуально, а вот при установке накамерных спидлайтов – это уже плюс, ведь можно производить настройку, не используя меню внешней вспышки. Также предусмотрена функция настройки длительности скорости синхронизации, причём минимальная составляет 1/250 с, тогда как у главного конкурента – 1/160 секунды.

Тут также стоит отметить, что китайские производители уже освоили не только мануальные, но и TTL-вспышки для Olympus. У той же Godox есть отличное решение с ведущим числом 60 при ISO100, поворотной головой и встроенным модулем синхронизации по радиоканалу, причём всего за 110 долларов. Конечно, для флагмана это не актуальное предложение, но для сравнительно недорогой камеры – это отличное решение, которого ещё пару лет назад под систему Olympus просто не существовало, что заставляло многих потенциальных покупателей бюджетных камер смотреть в сторону системы Canon (у бюджетных Nikon почему-то до сих пор при работе с внешней вспышкой функциональность существенно урезана), под которую китайские TTL-вспышки появились уже достаточно давно.

Примеры фото

Режим видеозаписи

Сравнительно недорогой фотоаппарат с множеством бонусов вроде матричной стабилизации, которая работает в том числе и в режиме видеосъёмки, вдобавок ко всему ещё умеет записывать 4K-ролики. Но чуда ожидать не стоит – что в режиме FullHD, что в режиме 4K представление цвета только 8-битное, а цветовая субдискретизация 4:2:0. Но зато есть возможность записи в режиме 1080/60p. Разъёмов подключения микрофона и наушников нет. Для записи качественного звука можно воспользоваться внешним HDMI-рекордером либо диктофоном. Тайм-коды, камера, разумеется, не поддерживает, но синхронизировать звук при последующей обработке видео можно банальным хлопком в ладоши вместо “киношной” хлопушки-нумератора. В общем, выкрутится можно. Примечательно, что режим «фокус пикинг» при видеосъёмке работает. Неопытным операторам можно полностью довериться автоматической фокусировке, ведь она работает корректно и незаметно, что приятно радует. Стабилизатор в режиме видеосъёмки безошибочно определяет режим панорамирования, поэтому никаких рывков при вертикальной и горизонтальной проводке не проявляется. Да и вообще стабилизатор работает образцово.

Пример видеозаписи 4K (3840*2160 точек)

Пример видеозаписи 1080/60p

Пример видеозаписи 1080/30p

Аккумулятор и автономная работа

В камере используется литий-ионный аккумулятор BLS-50 ёмкостью 8,7 Вт*ч, то есть такой же, как и у предшествующей модели. Длительность автономной работы при тестировании по стандарту CIPA выросла с 320 до 330 кадров. Вероятнее всего новый процессор оказался немного экономичнее, ведь мощность встроенной вспышки, дисплей и аккумулятор, которые напрямую влияют на длительность автономной работы, остались неизменными. При обычном повседневном использовании аккумулятора хватает на 350-400 кадров. Если же не забывать выключать камеру, то на полтысячи можно рассчитывать смело, что является очень хорошим результатом для компактной беззеркалки. Но всё же камеры зеркального типа тут далеко впереди. Зарядка аккумулятора от USB-шины/зарядки не поддерживается, поэтому пополнить заряд от мобильного аккумулятора можно только при помощи разнообразных китайских переходников, что не слишком удобно.

Заключение

Камера понравилась, причём очень. Конечно, без недостатков не обошлось, но даже у флагманских камер их предостаточно. Olympus OM-D E-M10 Mark III – это замечательный мобильный и, что важно, многофункциональный инструмент за разумную стоимость. Он невелик и лёгок, поэтому прекрасно подходит для стрит-фото. Благодаря великолепному 5-осевому стабилизатору он способен делать кадры без смазывания на огромных выдержках в несколько секунд, что позволяет использовать минимальные ISO даже ночью. То есть в условиях слабой освещённости получать уровень шумов и динамический диапазон соизмеримый с дорогущими флагманскими зеркалками, которые в таких условиях просто вынуждены использовать высокие значения чувствительности. Функция брекетинга фокусировки позволяет использовать камеру для предметной и макросъёмки. Кроме того, камера способна записывать 4K-видео неплохого качества. Вдобавок к этому имеется видоискатель и наклонный сенсорный дисплей, что добавляет удобства. В общем, полный набор за цену бюджетной зеркалки.

Минусы:
– материалы корпуса на премиальную серию не тянут (но зато пластиковый корпус на морозе удобнее);
– нет разъёмов под микрофон и наушники;
– слабо развита система сенсорного управления;
– чувствительность автофокуса ниже, чем у главного конкурента из лагеря Panasonic;
– нет возможности зарядки аккумулятора от USB-шины/зарядки;
Плюсы:
– дизайн и эргономика;
– малый вес;
– поддержка карт формата SD UHS-II;
– Возможность сенсорного выбора точки фокусировки при визировании через видоискатель;
– функция брекетинга фокусировки;
– функция удалённого управления с возможностью съёмки видео;
– великолепный 5-осный стабилизатор;
– поддержка записи 4К-видео;
– длительность автономной работы (в сравнении с основным конкурентом).

Один из немногих профессиональных фуд-фотографов Сергей Мартьяхин протестировал новый Olympus OM-D E-M1 Mark II , сделал серию аппетитных снимков и рассказал о своем опыте в нашем новом обзоре.

Есть ли у вас помощники, которым вы можете доверять больше, чем себе (позже вы поймете, о чем я хочу сказать)? Я не говорю о коммерческой съемке в студии, где ассистенты, дизайнеры и прочие нужные специалисты быстро помогут снять, обработать и отдать клиенту суперкартинку. Я говорю о творчестве. Olympus OM-D E-M1 Mark II позволяет мне творить и получать нужные результаты вдали от студии и от компьютера.

Я коммерческий фотограф, который занимается фуд-фотографией, съемкой натюрмортов, предметной съемкой - всем тем, что я называю «недвижимостью». Мои увлечения являются продолжением моего бизнеса (или наоборот), я продолжаю снимать и вне стен студии.

F 9, 1/4 с, ISO 500, 24 мм (35 мм экв.)

F 8, 1/13 с, ISO 250, 46 мм (35 мм экв.)

Olympus OM-D E-M1 Mark II вобрал в себя продвинутую и удобную камеру, а также невиданные ранее, фантастические возможности внутрикамерной обработки. Последние привлекли мое внимание даже больше, чем сама камера, которую все хвалят. Я уверен, что после моего небольшого рассказа вы найдете в Olympus все, о чем мечтали раньше, но не находили в других камерах.

Остановлюсь лишь на некоторых функциях, которые помогают мне в работе и творчестве.

Live composite - это маленькое чудо режима фотосъемки, такого еще нет ни у кого. Камера запоминает световую схему кадра и позволяет добавлять изменения в тенях при любой длительности экспозиции в этом режиме. Вы можете дополнять сюжет «мазками» Light Brush при съемке натюрмортов, фуд-съемке, предметной, интерьерной съемке и прочем; вы можете видеть, как картинка меняется на ваших глазах. При этом вы можете сколь угодно долго доводить сюжет до совершенства или начать все заново, придав сюжету другие акценты. Как дополнение к моему описанию, вы можете использовать этот режим для съемок Freeze Light, рисуя или обрисовывая все что угодно. Можно дополнить съемку со вспышками аккуратной подсветкой или бликами в темных местах. Ограничением является только ваша фантазия.

F 6.3, 2 с, ISO 64, 76 мм (35 мм экв.)



Очень яркой иллюстрацией этого режима съемки является возможность собрать в одном кадре все молнии или весь салют.

BK по фокусу (в камере 5 разных режимов брекетинга) позволяет сделать до 999 дублей с заданным шагом. Камера очень быстро снимает эти дубли от самого возможного переднего плана до бесконечности. Вы получаете серию (JPEG и RAW), которая после сшивания в программе позволяет получить максимально возможную глубину резкости. В этом случае полностью отпадает необходимость в дорогих и при этом ограниченных в возможностях Tilt-Shift-объективах. Этот режим находит свое применение не только в пейзажной, архитектурной и интерьерной съемке, но и в съемке ювелирных изделий, фуд-съемке, предметной съемке.



И как естественное продолжение для Olympus в этом режиме - «стекинг».

«Стекинг» - это возможность камеры самостоятельно снимать и сшивать 8 дублей по фокусу, выдавая вам готовый JPEG. Резкий по кадру сюжет получается за несколько секунд, значительно сокращая время на съемку и сборку финального изображения. Коммерческие фотографы, снимающие ювелирку, предметку и прочее, давно оценили эту возможность, которой нет у других производителей камер. Добавлю, что этот режим работает как с импульсным светом, так и с постоянными источниками. Скорость съемки 8 дублей очень быстрая, что при отличной стабилизации Olympus позволяет фотографировать даже с рук.
Pro Capture. Этот режим я использую для съемок быстротекущих процессов, например «наливайки». Камера позволяет сделать и поймать лучший кадр, начиная снимать в режиме полунажатия до момента спуска затвора.

Дополнить эти скоростные возможности позволяет съемка до 60 кадр/cек в RAW.

Не лишним в нашей съемке является возможность получить суперHD-файл размером 50 Mпк.

F 5, 2.5 с, ISO 320, 24 мм (35 мм экв.)

F 2.8, 1/125 с, ISO 250, 56 мм (35 мм экв.)

Режим LiveTime позволяет контролировать длительность экспозиции на экране монитора.

В своей работе вы можете использовать режим HDR c возможностью съемки 4 кадров с разной экспозицией и автоматическим составлением кадра.
Формат статьи не позволяет поговорить о таких важных функциях камеры, как комбинированная фотосъемка, тачскрин и арт-фильтры, но, подводя промежуточный итог, могу сказать одно: лично для моей работы Olympus OMD EM1 Mark II превосходен, и я буду рад, если мое восхищение особенностями этой камеры, в которую я влюбился, послужит и вам для радости творчества и достойного заработка.

Характеристики Olympus OM-D E-M1 Mark II

Матрица LiveMOS-сенсор с разрешением 20 мегапикселов
Разрешение Режим высокого разрешения 50 мегапикселов (JPEG) и 80 (RAW)
Диапазон ISO 64 - 25 600
Диапазон выдержек 1/32000 - 60 c
Серийная съемка Скорость серийной съемки 15 к/с с механическим затвором
Скорость серийной съемки 18 к/с в режиме C-AF
Скорость серийной съемки 60 к/с в режиме S-AF
Видео Запись видео в формате DCI 4K с потоком до 236 Мбит/с
Габариты 134.1×90.9×68.9 мм
Дополнительно пылевлагозащита, два карты
Процессор TruPic VIII

«Дорожные споры — последнее дело», поэтому о камере в дорогу я никогда не думаю. Она должна быть маленькой, неубиваемой, давать ряд явных преимуществ перед конкурентами и не тянуть рюкзак. В Казахстан, так уж получилось, с собой я взял на целый месяц Olympus OM-D E-M10 mark III — как оказалось, несмотря на размеры, крайне мощный инструмент, особенно, если разжиться тремя-четырьмя хорошими объективами, которые по месту и весу занимают столько же, сколько полнокадровый зум, а возможно, даже и меньше.


Качество и стиль

Олимпус при производстве своих камер изначально выбрал стиль ретро, а это значит сочетание качественных материалов и продуманных линий. Однако, здесь дизайн не является самоцелью, поскольку дизайнеры компании следуют своей религии совсем не однолинейно. Вся линейка OM-D отличается от более простой, Pen, как раз дизайном под зеркалку и имеет четко выраженный хват. Естественно, в компактной камере нельзя было сделать такой же хват, как в единице, поскольку корпус здесь почти в два раза меньше по объему. Тем не менее, дизайнеры не просто перемасштабировали большую камеру до маленькой, поскольку корпус стал меньше, а вот управляющие колесики - нет. Да, это привело к легкому дисбалансу размеров органов, но зато приоритеты расставлены правильно, поскольку первична именно управляемость, а не тупое следование эстетике стиля, ведь пальцы наши от маленькой камеры меньше не становятся. Естественно, хват здесь не такой уверенный, и держишь камеру тремя пальцами правой руки, но, благодаря выступу сзади, вполне уверенно. Впрочем, ради следования стилю здесь традиционным сделан тумблер включения слева, и длины моих пальцев правой руки не хватает, чтобы его переключить, но это фирменная фишка Олимпуса, поэтому свое мнение я бы отнес к вкусовщине, привыкнуть можно.

Компактность и удобство, функциональность и эргономика

Компактность - это основное преимущество системы микро-4/3, и здесь десятка значительно опережает и пятерку, и единицу. Если добавить сюда компактный объектив, камера поместится в кармане зимней куртки, но и летом ее легко носить, что путешественнику идеально подходит. С ней, действительно, можно ходить постоянно, было бы желание. Сегодня стандартом считается вообще мобильный телефон, которому камера в плане компактности, естественно, проигрывает, но далеко не так значительно, как современные зеркальные и беззеркальные полнокадровые камеры. А вот в плане качества и гибкости она будет, естественно, на высоте, тем более, с хорошими объективами, которые есть в системе. Ну, а в плане функцинала и удобства камера, наверное, вообще не уступает другим фотоаппаратам.


Прежде всего, организация пространства съемки через быстрое меню здесь сделана очень неплохо. Сюда вынесены основные настройки фото- и видеосъемки, но так же здесь вы выбираете режим фокусировки, настройки стабилизации изображения, что важно, когда вам нужно ее отключить, как это делается тумблером стабилизированного объектива, и еще ряд настроек. Управлять быстрым меню можно и колесами, и клавишами, и пальцами. Расположение кнопок на корпусе сведено к расширенному, но необходимому минимуму, это обязательные два колеса для управления, раздельные клавиши спуска, благодаря которым можно одновременно снимать и фото, и видео, включая их в любой последовательности, стандартный блок навигации, режимы съемки и доступа к быстрому меню. Остальное - на сенсорном экране, с которого в режиме видео, к примеру, может вполне комфортно управлять съемкой.

Функционал

В режиме фото мне традиционно нравятся цифровые функции Olympus, которых практически больше ни у кого и нет. Live comp давно стал крайне удобным инструментом для съемки, но я каждый раз для себя открываю дополнительные возможности его использования. Здесь есть довольно гибкие настройки для него, позволяющие выбрать базовую выдержку для первого кадра, на которую будет все накладываться. Раньше меня дико раздражало, что камера снимает пару секунд, а потом накладывает сверху только светлые зоны, создавая дорожки от фар автомобилей, но сейчас вы сами выбираете, сколько экспонировать первый кадр, а соответственно, можете регулировать отчасти и чувствительность, чтобы первый кадр шумел меньше. С помощью этой функции можно успешно размывать воду в пух, даже когда у вас попросту нет нейтрального фильтра, чтобы снимать на выдержках по нескольку минут, если на улице светло — экспозиция может длиться пару секунд, но эффект будет, как от сверхдлинной выдержки.


Стабилизатор

Самая сильная сторона Олимпуса — его стабилизатор изображения, который в продвинутой версии присутствует только в OM-D, в то время, как серия Pen имеет стабилизатор чуть проще. К тому же, на результат его работы хорошо влияет сам вес камеры, который здесь больше, а пены традиционно легче. Зная эту особенность, я совершенно обнаглел в путешествии и снимал на выдержках по паре секунд при чувствительности ISO 200-400 на фиксы 1.8, которые были у меня на тесте. Отсутствие необходимости таскать с собой штатив — это зачатую очень серьезное подспорье, равно как и малошумные картинки в результате.


Автофокус

Второй огромнейший плюс — эффективный и реально работающий следящий автофокус, над которым я издевался довольно много, но он неплохо цепляется даже за одинокую болтающуюся на ветру травинку, при этом не дыша линзами в видео, но довольно быстрый в режиме фото, чтобы перефокусироваться между кадрами в серии. Здесь она не такая быстрая, как в E-M1, но более, чем достаточная для съемки динамики путешественнику.


Видео

Видео мы давно уже не отделяем от фото, и то, что Олимпус подтянул свои возможности под современные стандарты, безусловно, радует. 4К/25 или 30р, в зависимости от вашего стандарта, да еще и с полноценным стабилизатором, безусловно сделают погоду многим. Я обратил внимание, что даже с выключенным стабилизатором камера срезает площадь картинки примерно на 5%, но не стал бы к этому придираться, поскольку сделано это для попиксельного считывания и хорошей резкости. Естественно, резкую картинку можно получить только с хорошими стеклами, зато она действительно будет выглядеть профессионально. Олимпус здесь делает ставку на съемку под свои нужды со стилизацией прямо в камере, хотя и для постобработки здесь место тоже есть. Цвет можно гибко настраивать в меню, можно накладывать любой из цифровых фильтров, присутствующих в камере, даже внешние эффекты смаза движения или старой пленки присутствуют. Дублировать их на этапе постобработки начинающему не очень просто. Плоский профиль дает возможности стандартного грейдинга изображения уже на этапе редактирования видео. Чего не хватает, так это порта под внешний микрофон, хотя компания давно дает возможность синхронизации по таймкоду со своими диктофонами, блогерам можно также использовать диктофон хоть в телефоне. Обычно принято говорить, что откидной экран не совместим с блогерскими интересами, но самого себя всегда можно снять с управлением с телефона, причем в таком случае все будет видно не на расстоянии в три метра, а с вытянутой руки, которая будет не только запускать и останавливать съемку, но и менять почти все ее параметры.

Заключение

В жизни важен баланс. Понятно, что идеальных камер нет, есть идеально подходящие под ваши интересы. Если вы профессионал-студийщик или видеограф с большим объемом работы, конечно, можно пытаться предъявлять к этой камере свои завышенные требования, но идеально она подойдет вам только в отпуске. Она не будет тянуть шею, не будет тащить домой и давить на совесть потраченным на нее бюджетом паровоза. Она позволит даже определенные слабости, вроде нежелания таскать повсюду штатив и гору железа, при этом отвечая практически всем потребностям путешественника, не желающего ограничивать себя убогим телефонным качеством, но стремящегося сделать картинку идеальной для данных условий, предоставляя вам как стандартные, так и дополнительные творческие возможности.

Фотографии в исходном качестве , сделанные на Olympus OM-D E-M10 mark III, можно скачать по .

Читайте также: